Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 2 (10) Апрель-июнь 2009 года.

Судьба Гоголя.

 Странное впечатление производят нынешние власти и СМИ, отмечающие 200-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Как-то не верится, что продавцы человеческими душами, живыми и мертвыми, любят Гоголя. Ведь в России на рубеже XX-XXI веков восторжествовал такой миропорядок, который вызывал у писателя величайшее беспокойство по Европе и черты которого бросались уже в глаза и дома, и что он называл «беспорядок».

Творцы и идеологи российского «беспорядка» чествуют Гоголя?

Еще хуже дело обстоит для Гоголя на Украине сегодня. Власти его так любят, что объявили украинским писателем, а поскольку он писал по-русски, переводят на украинский, хотя до сих пор произведения Гоголя и украинцы читали на языке оригинала, что было естественно, как они читали и Пушкина, и Льва Толстого.

Была такая эпоха и в XIX, и в XX веке, начиная с XVIII века, - эпоха Возрождения в России, которая отразилась на судьбе Гоголя самым непосредственным образом: и в плане образования, и в плане устремлений с детских лет. Он родился на Украине? Буквально, чисто географически, да. В действительности, Николай Гоголь-Яновский, как он подписался в первом из известных нам писем родителям из Нежина, родился в России, по ту пору Российской империи. А учился он в Нежинской гимназии высших наук, что тоже недаром. Для Гоголя это аналог Царскосельского лицея Пушкина.

Поэтому он приезжает в Петербург по окончании гимназии, готовый и служить, и вступить на поприще российской словесности, и там вскоре происходит решающее событие для молодого поэта из Малороссии - знакомство с Пушкиным, с полным осознанием его значения первым из писателей и критиков, с определением собственного пути, воистину ренессансного художника с его жизнеутверждением, с блестящим юмором и с культом красоты, с его эстетикой во всех отношениях ренессансной, что он узнавал и у Пушкина, и у Карла Брюллова, и у Лермонтова.

В Петербурге Гоголь, к своему удивлению и радости, обнаруживает интерес ко всему малороссийскому, к песне и к фольклору, чем воспользуется сполна в первых повестях, что отнюдь не делает его украинским писателем, ибо очень скоро тематика его творчества расширяется - до темы города и Российского государства в целом. А на вопрос о том, какая у него душа, «хохлацкая или русская», Николай Васильевич ответит однажды, уже после «Мертвых душ», в письме А.О.Смирновой:
«Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой - явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».

У писателя и в мыслях не было, что Украина когда-нибудь откажется от единого пути с Россией к «совершенному человечеству», что составляло его великую мечту, вознесшую его творчество до вершин мирового искусства.

Гоголь явился одним из творцов новой русской литературы, а именно классической русской прозы, явления, конечно же, ренессансного, что видно и по повестям, возрожденческой новеллистике по поэтике, и всего яснее по роману «Мертвые души», жанр которого автор определяет как поэма. По бесконечному поэтическому содержанию это действительно поэма, когда живая, сиюминутная действительность со всей ее прозой предстает как прекрасная действительность, как у греков, то есть в вечности. А это и есть одна из основных черт эстетики Ренессанса, что мы узнаем и в романах Льва Толстого, Гончарова, Тургенева.

Гоголь всегда ставил перед собой лишь самые высокие задачи: он увлекается историей и уже задумывает ряд работ, полезных для общества, но оказывается не в состоянии заниматься преподаванием и оставляет кафедру; он пишет комедию «Ревизор» с мечтой исправить в одночасье чиновничество, погрязшее в коррупции, но пьеса возбуждает лишь недовольство власть имущих, и писатель поспешно покидает Россию, с идеей «Мертвых душ», подсказанной, как и комедии, Пушкиным.

В Париже в феврале 1837 года Гоголь услышит о смерти Пушкина. Из Рима он пишет М.П.Погодину: «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой есть его создание. Он взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни одна строка его не писалась без того, чтобы он не являлся в то время очам моим. Я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградою. Теперь этой награды нет впереди!

Что труд мой? Что теперь жизнь моя? Ты приглашаешь меня ехать к вам. Для чего? не для того ли, чтоб повторить вечную участь поэтов на родине! Или ты нарочно сделал такое заключение после сильного тобой приведенного примера. Для чего я приеду? Не видал я разве дорогого сборища наших просвещенных невежд? Или я не знаю, что такое советники, начиная от титулярного до действительных тайных? Ты пишешь, что все люди, даже холодные, были тронуты этою потерею. А что эти люди готовы были делать ему при жизни? Разве я не был свидетелем горьких, горьких минут, которые приходилось чувствовать Пушкину?»

Гоголь жил в Риме, дышал воздухом эпохи Возрождения и классической древности, как Карл Брюллов и Александр Иванов, и писал поэму «Мертвые души», случай исключительный, казалось бы, все с натуры и вместе с тем в перспективе вплоть до мифологических времен Гомера. Из бытового романа действительно вышла поэма о России, уносящейся птицей-тройкой в высокие дали.

Все было сказано - и самое горькое, и самое высокое, а Гоголь замахнулся было на три тома, что становится и вовсе иллюзией с переменой умонастроения художника, с поворотом от эстетического восприятия действительности к сугубо моральному, нельзя сказать, с обращением, он был всегда верующим. Увы, религиозно-моральная рефлексия, в чем видят спасение, бесплодна для жизни и творчества, что представил воочию Гоголь в последнее десятилетие его жизни.


Но для нынешней пишущей братии, имеющей доступ в СМИ, обслуживающей власти, великий писатель ценен не как ренессансный художник, а как раскаявшийся грешник. Им важно, что он смирился и не страшен для «новых сословий» (из письма Гоголя, точно уже тогда он увидел «новых русских»), чью критику «Мертвых душ» он предчувствовал еще в пору, когда писал поэму.

В России установился такой беспорядок, что, боюсь, черти достают на том свете Гоголя с горделивым злорадством: «Наша взяла!». Ведь и там поменяли все знаки с плюса на минус, или обратно, и души из Рая полетели в Ад, а из Ада - в Рай, - полный беспредел!

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:

Известные духи от pal zileri официальный сайт знаменитого бренда.


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены