Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Огюст Ренуар и Жанна Самари.

 



 (438x120, 20Kb)





Огюст Ренуар познакомился с Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет. Только что с успехом прошел дебют этой актрисы на сцене одного из самых популярных театров Парижа, «Комеди Франсез», и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры и женской красоты. Например, шалун Александр Дюма-сын сказал однажды мадемуазель Самари: «Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!»

Ренуар был тоже очарован ею. Жанна поразила его красотой, которую он искал всю свою жизнь... Не удивительно, что художник искренне обрадовался, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери: «Если вам нужна модель... Жанна так вами восхищается».

Большой парадный портрет Жанны Самари, который находится сейчас в Эрмитаже, был написан не сразу. Сначала художник выполнил этюд к нему. Эта работа 1877 года, хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, настолько совершенна по исполнению, что может считаться самостоятельной и к тому же великолепной работой Ренуара.

Жанна жила на улице Фрошо, неподалеку от мастерской. Каждый день после полудня мастер отправлялся к ней, и артистка по два часа позировала ему. «Что за кожа!.. – восхищался Огюст. – Право, она все освещает вокруг... Настоящий солнечный луч». Перенося на холст ее живые черты, он старался передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Позже Жанна рассказывала: Ренуар до такой степени всегда спешил приступить к работе, что порой забывал даже поздороваться. Во время работы над портретом он часто посещал спектакли «Комеди Франсез» – ему необходимо было наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке, и при свете рампы.
 (376x536, 37Kb)
Луиза Аббема Портрет Жанны Самари 1879 г.
Для написания большого портрета он приглашал актрису в ателье на улицу Сен-Жорж.
[more]
«Она приходила к художнику рано утром и надевала розовое платье, в котором позировала и которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица, – рассказывает друг Ренуара Жорж Ривьер. «Луч солнца», – говорил Ренуар. Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».

С этой знаменитой картиной, отправленной художником на выставку, произошло непредвиденное: один из служащих зачем-то покрыл еще свежую живопись Ренуара слоем лака, отчего краски потекли. Художнику пришлось за несколько часов переписать весь огромный холст.

Долгое время этюд к большому портрету находился у мужа Жанны П. Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран-Рюэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И. А. Морозовым. В 1904 году картину привезли в Россию, и с тех пор она покидает Москву лишь на время больших международных выставок.

Портрет Самари писатель и художник Луи Леруа оценил следующим образом:

«...Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатлениями блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой!»

Картины импрессионистов, к которым принадлежал О. Ренуар, нужно смотреть с определенного расстояния. Тогда-то и происходит чудо: мазки сливаются и дают тот образ, которого добивался художник. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от ее цветущей красоты и выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара – синие сияющие глаза Самари, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец.

«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, – пишет искусствовед Леонид Волынский. – Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».

Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо... Модель, судя по всему, была влюблена в художника.

«Но, – сожалеюще утверждала Жанна, – Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», – подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.

Сам же Огюст говаривал:

«Мне жаль мужчин – покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».

Он пошел по другому пути, создав великолепные портреты Жанны Самари. Перед нами не великая, а только начинающая, окрыленная удачей актриса и очаровательная молодая женщина.

К сожалению, ее судьба, сулившая столько радужных надежд, оказалась несчастливой: Самари умерла в тридцать два года от брюшного тифа.

«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры», – признавался Жан Ренуар.
http://peoplehistory.ru/90-zhanna-samari.html
Из многочисленной театральной династии Жанна Самари стала самой знаменитой, и отнюдь не из-за актерского таланта. Ее красоту обессмертил Огюст Ренуар. Жанне суждено было стать символом не только ренуаровской женщины, но и кокетливой и изысканной француженки, парижанки. Все ее три портрета стали подлинными шедеврами. «Что за кожа, она освещает все вокруг! Настоящий солнечный луч!», - восклицал художник.
 (592x699, 100Kb)
Пьер-Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари 1877 г.
Этот первый маленький портрет находится в коллекции театра Комеди Франсез.

Поскольку в этом же 1877 году, буквально через месяц, Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.

 (579x699, 179Kb)
Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками.

Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление.

Пленительная, влекущая, нежная. Не зря портрет имел еще и название. "La Reverie". В русском языке трудно найти подходящее слово. Это и размышление, и раздумье, и грезы, и задумчивость.

Ренуар сознательно избегал намек на театр, он ограждает Жанну от всякой артистической мишуры и показал ее нежной, артистичной и естественной. Ренуар восхищался красотой актрисы и передал на холсте её улыбку, искрящуюся голубизну глаз, свежее, как цветок, лицо.

В апреле 1877 года проходила Третья выставка "Независимых", которая привлекла пристальное внимание прессы. Особенно был отмечен критикой портрет Жанны Самари.
"Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари" - написал Эмиль Золя.
Были, правда, и другие отзывы:
«Столь знакомая нам головка этой очаровательной модели попросту теряется на розовом фоне дикого колорита»...
«Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала»... "Где видывал художник такие грубые руки, словно покрытые чешуей?".

Самой Жанне портрет очень нравился, и после выставки он отправился к ней домой, в квартиру, где двадцатилетняя знаменитость жила вместе со своими родителями.

http://blog.imhonet.ru/author/elena...a/post/1940147/

В 1878 Ренуар пишет еще один «Портрет Жанны Самари».



Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию.

Ренуар рассказывал, что, отправляя полотно на выставку, специально не стал покрывать его лаком, так как краски еще не успели как следует высохнуть. Приемщик, решив, что у бедного живописца просто нет денег на лак, решил сделать это сам. В результате художнику пришлось переписать практически весь портрет.

Огюст преобразил "невысокую, полноватую, розовую и веселенькую" актрису в стройную и величественную светскую даму.
На выставке публика не заметила картины, ее расположили слишком высоко и в дальнем зале. Кто-то из критиков упомянул мельком "занятный портрет". Жанна расстроилась и не стала покупать картину.

Через пару лет коллекционер и галерист Дюран-Рюель взял портрет на комиссию.
Присовокупил портрет к ретроспективной выставке Ренуара - желающих купить не нашлось.
"Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения!" - возмущался Огюст.

Сейчас портрет находится в Эрмитаже.

Существует мнение, что Ренуар изобразил актрису на "Портрете девушки с распущенными волосами", и что на картине "Качели" тоже изображена Жанна Самари.

Пьер-Огюст Ренуар Девушка с распущенными волосами 1876 г.

Пьер-Огюст Ренуар Качели 1876 г. Музей Д*Орсе, Париж

Постепенно в их отношениях наступил кризис. Вскоре ей стало совсем не до Огюста и его живописи. У 23-летней Жанны начался роман с Полем Лагардом, сыном богатого биржевого брокера. Это был скандал – отпрыск респектабельного семейства хочет жениться на актрисе! Родители жениха даже не присутствовали на церемонии брака в 1880 году.

Вскоре у Жанны родилась дочь, но девочка прожила всего полгода. Вторая дочь пошла по стопам семейного дела – стала актрисой, вышла замуж за директора Лионского театра. К сожалению, скончалась она рано, ей не было и тридцати. Третья дочь Жанны тоже стала актрисой, и тоже играла в Комеди Франсез. Она стала женой директора Парижской Оперы, умерла в 80-летнем возрасте, в конце 60-х годов ХХ века.

В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. Там актриса сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка. Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года. В церкви Святого Роха, где отпевали Жанну, собралось две тысячи человек.

Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества.
Дюран-Рюель купил портрет Жанны за 13300 франков и перепродал русскому купцу Ивану Морозову. Таким образом, и второй из известных портретов Жанны Самари оказался в России.

Вскоре после того, как Огюст расстался с Жанной, у него завязались серьезные отношения с Алиной Шариго.


краски (348x219, 31 Kb)



http://blog.imhonet.ru/author/elena...a/post/1940147/



Назад в раздел | Наверх страницы


21.11.14 Максим Калашников: Путин повторяет ошибки Николая II »

18.11.14 АППАССИОНАТА Драматическая сюита »

17.11.14 Власть и Октябрь »

16.11.14 Красота женских лиц »

16.11.14 Дворец Юсуповых на Мойке »

14.11.14 Он упал »

13.11.14 Михаил Задорнов ПРОТИВ СОБСТВЕННОГО НАРОДА »

10.11.14 России надо что-то делать, иначе шкуру точно сдерут »

07.11.14 С праздником 7 ноября! »

22.10.14 Бетховен. "Аппассионата". »

Архив новостей

Наши спонсоры:

Сборка деревянного подрамника по Вашим размерам


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены